Последствия Brexit для Великобритании будут катастрофическими
«Дорожной карты» выхода Великобритании из ЕС до сих пор нет. Некоторые вопросы британский премьер Тереза Мэй прояснила, однако теперь «зеленый свет» Brexit должен дать парламент.
Легитимация Brexit: сначала должен проголосовать парламент
Перед тем, как начать процедуру выхода Великобритании из ЕС, правительство Терезы Мэй должно получить на это согласие британского парламента. Такое решение во вторник, 24 января, принял Верховный суд в Лондоне, подтвердив таким образом предыдущее решение Высокого суда. В правительстве уже выразили «разочарование» этим решением, но пообещали «сделать все необходимое», чтобы его выполнить. Кабмин Великобритании подал иск против решения суда предыдущей инстанции за то, что свое слово про Brexit сказал народ страны, проголосовав на референдуме 23 июня 2016 года за выход из Евросоюза. За то, что британские парламентарии преимущественно являются приверженными Брюсселя, решение суда может изменить планы Мэй относительно того, как именно будет выглядеть Brexit и когда начнется процедура.
Расписание: двух лет наверное не хватит
Впрочем, в правительстве заявили, что несмотря на решение суда будут неукоснительно придерживаться объявленного графика. Тереза Мэй намерена до конца марта подать заявку, что даст старт Brexit, формально применив 50-ю статью Лиссабонского соглашения. Именно из-за отсутствие этого шага со стороны Лондона Брюссель отказывался даже от предварительных переговоров. Примерно через месяц после подачи заявки должен собраться внеочередной саммит ЕС, на котором предназначена Брюсселем делегация получит мандат на ведение переговоров. Согласно договору о ЕС, они должны длиться до двух лет. Однако эксперты сомневаются, что в такие сжатые сроки удастся разработать настолько комплексный документ, как договор о зоне свободной торговли между Великобританией и ЕС. Некоторые аналитики считают, что на это может уйти от шести до десяти лет. Но даже если участники переговоров уложатся в срок: остальные 27 членов ЕС должны будут ратифицировать новое соглашение. А уже на это уйдет много месяцев даже при условии, что ни у одной страны не будет возражений.
Концепция выхода: Лондон выбрал жесткий вариант
Долго оставалось неясным, будет Brexit «мягким» или «жестким». Первый вариант предусматривал, что Великобритания формально прекращает членство в Европейском Союзе, но продолжает пользоваться свободным доступом к единому рынку ЕС. Другими словами, избавляется от большинства обязанностей, но сохраняет ключевые привилегии. В Евросоюзе заявили, что не допустят подобного «выковыривания изюма».
В своей программной речи 17 января 2017 года британская премьер Тереза Мэй четко заявила про «жесткий» вариант. Любые модели «привилегированного партнерства» по примеру Норвегии, Исландии или Швейцарии Лондон не рассматривает. Великобритания намерена выйти из единого рынка, таможенного союза и из юрисдикции судебной системы ЕС. Тем самым она лишится беспошлинного доступа к рынку Евросоюза, но может заключить с ним соглашение о зоне свободной торговли. Во время работы над подобными договоренностями с другими странами она больше не будет связана нормами и правилами ЕС. Впрочем, теперь Мэй придется убедить парламент поддержать этот план. Не исключено, что депутаты попытаются склонить правительство к более тесным связям с ЕС после «развода».
Проблемы с ВТО
Если к концу двухлетнего периода ЕС и Великобритания завершат процедуру «развода», но еще не успеют договориться о зоне свободной торговли, можно будет временно прибегнуть к правилам Мировой организации торговли. Нормы ВТО допускают пошлины, пусть и весьма умеренные. По мнению экспертов, таможенные пошлины на ввоз британских товаров в ЕС могли бы составить примерно 4,5 процента. На первый взгляд, это вполне сносно, однако для многих производителей подобная наценка на их продукцию означала бы серьезный удар по конкурентоспособности.
Отдельная проблема заключается в том, что на данный момент Великобритания входит в Мировую организацию торговли (ВТО) как часть Евросоюза, который является коллективным членом этой организации. Индивидуального членства в ней нет. Его нужно будет еще оформить в ходе Brexit. Но для этого Лондону придется самостоятельно заключить соглашения с другими членами ВТО. Это может оказаться чистой формальностью, однако вполне возможно, что некоторые страны Великобритании поставят другие, более жесткие условия, чем те, на которых они договорились со всем Евросоюзом. В любом случае переоформление членства в ВТО окажется весьма трудоемким делом и может растянуться на довольно длительный срок. Другими словами, не исключено, что в конце двухлетнего процедуры Brexit у британцев еще не будет ни зоны свободной торговли с ЕС, ни полноценного членства в ВТО.
Экономические последствия: ЕС будет легче держать удар
Большинство экспертов считает, что от Brexit в той или иной степени пострадают и ЕС, и Великобритания. Вопрос в том, кто понесет наибольшие потери. Если учесть, что 44 процента британского экспорта идет в страны ЕС, которые, в свою очередь, направляют в Великобритании лишь семь процентов своего суммарного экспорта, то ответ очевиден: для континентальной Европы удар будет не таким болезненным (для Германии, правда, Великобритания является третьим по значению экспортным рынком).
Впрочем, в самой Великобритании довольно широко распространена точка зрения, согласно которой британский бизнес, сбросив с себя «оковы» законов и норм ЕС, начнет усиленно торговать со всем миром и тем самым компенсирует потерю привилегированного положения на рынке Евросоюза.
С точки зрения Терезы Мэй, лучше вообще не заключать торгового соглашения с ЕС, чем мириться с невыгодными условиями. Это — недвусмысленное предупреждение тем в Евросоюзе, кто хотел бы показательно наказать британцев за их «измену» (чтобы продемонстрировать другим членам возможные последствия). Из Лондона уже прозвучала и совершенно конкретная угроза: в случае, если Брюссель займет чрезмерно жесткую позицию, британцам придется изменить свою бизнес-модель».
Под этим подразумевается введение крайне низких ставок корпоративных налогов с целью переманить из ЕС в Великобритании части европейских и международных компаний. Правда, целый ряд экспертов считает это пустой угрозой, поскольку бюджетные проблемы и большой госдолг просто не позволят британскому правительству радикально снизить налоги.
Территориальная целостность: что будет с Шотландией и Северной Ирландией?
Во время голосования 23 июня 2016 года большинство жителей Шотландии высказались против Brexit. Желание остаться в Евросоюзе (в том числе и для того, чтобы сохранить получаемые от него значительные субсидии) может побудить северную часть Соединенного Королевства провести повторный референдум о независимости от Лондона. Пока конкретных планов нет, но ухудшение экономической ситуации в стране и обострение отношений между Лондоном и Брюсселем могут усилить призывы к отделению от Великобритании.
Если Шотландия станет самостоятельной и будет принята в Евросоюз как отдельная страна, то новым внешним рубежом ЕС станет нынешняя граница между Шотландией и Англией. В таком случае посреди сегодняшней Великобритании появятся пункты паспортного контроля и таможенного досмотра. Пока все это лишь гипотетический сценарий.
А вот Северной Ирландии подобной проблемы никак не избежать. На данный момент границу между Северной Ирландией, входящей в состав Великобритании, и Республикой Ирландия является чисто формальным, поскольку обе страны входят в ЕС. После Brexit ситуация кардинально изменится. Появление нового барьера между ирландцами, которые живут в двух разных государствах, может привести к новому обострению давнего кровавого североирландского конфликта.
0 Комментариев для: “Последствия Brexit для Великобритании будут катастрофическими”