Великобритания — США: поможет ли Трамп Лондону преодолеть последствия Brexit
Британская премьер Тереза Мэй демонстративно строит союз с новым президентом США ради нового торгового соглашения с Вашингтоном. И насколько большой на самом деле будет политическая и экономическая выгода от такого заигрывания?
Многим британцам это казалось манной небесной: именно в то время, когда над Великобританией навис дамоклов меч политической и экономической изоляции в связи с приближением выхода страны из Евросоюза, президентом США стал Дональд Трамп. Еще во время избирательной кампании он одобрительно отзывался о решении британцев покинуть ЕС и обещал после Brexit заключить с британцами двустороннее соглашение о свободной торговле.
Британская премьер Тереза Мэй, которая, кстати, до референдума была противницей выхода из ЕС, чуть ли не сразу после инаугурации Трампа полетела в Вашингтон ловить нового президента США на слове. Оба заявили о намерении возродить «особые отношения» между Вашингтоном и Лондоном, крепко держались за руки перед объективами камер, а Мэй получила то, чего хотела больше всего: согласие Трампа немедленно начать переговоры относительно будущего нового двустороннего торгового соглашения. Цель — непосредственные торговые договоренности с Вашингтоном должны как можно быстрее заменить те экономические контакты, которые Великобритания поддерживала через Европейский Союз.
Читайте также: Brexit грозит британской демократии
Впрочем, цена, которую Мэй уже пришлось заплатить за обещанный успех, оказалась немалой. Ее встреча с Трампом, которая вызвала шквал международной критики, означала политическое признание со стороны британского премьера и была противоречива сам по себе. Но это еще не все. Еще во время совместной с Мэй пресс-конференции в Вашингтоне Трамп заявил свое пресловутое: «Пытки работают». А через несколько часов после того, как премьер покинула американский континент, президент США подписал, наверное, самый противоречивый из своих декретов — антимигрантский, который временно запрещает въезд в страну гражданам ряда стран с преимущественно мусульманским населением.
Мэй сначала никак не комментировала этот шаг Трампа, лишь впоследствии дипломатично заявила: «Я с этим не соглашусь». Она знала, что теперь она друг нового хозяина Белого дома. Трамп, в свою очередь, поблагодарил Лондон за такую сдержанную реакцию, позволив тем британцам, которые одновременно являются гражданами стран из антимиграционного списка, беспрепятственно въезжать в США, как только на проблему указал глава МИД страны Борис Джонсон. Это оказалось еще одним сигналом особого статуса Лондона для новой власти в Вашингтоне. Между тем проблему с двойным гражданством решили и для других стран-членов ЕС, но это произошло лишь через несколько дней.
Должен ли Трамп обедать с королевой?
И настоящая буря для Терезы Мэй началась позже — после ее возвращения на родину (после Вашингтона премьер посещала Турцию). Дело в том, что, будучи в гостях в Вашингтоне, мадам Мэй от имени королевы пригласила Трампа осуществить визит в Великобританию. Трамп приглашение принял. Ранее американским президентам выпадала высокая честь обедать с королевой лишь после нескольких лет пребывания на должности. Самый высокий чиновник в британском МИД Питер Риккеттс сказал в беседе с газетой The Times, визит, мол, «преждевременный», и стоит сначала подождать и посмотреть, «что за президент из него получится». А если визит состоится уже сейчас, «то это поставит королеву в очень сложное положение». Между тем уже более 1,6 миллиона человек подписали петицию, которая требует снизить статус визита Трампа с официального на рабочий, чтобы таким образом «защитить» королеву.
Зато глава МИД Джонсон уже заявил, что выступает за визит со всеми почестями, в конце концов, мол, союз между Великобританией и США «очень важный». А один из его предшественников на должность Уильям Хейг написал в своей статье в британской газете Daily Telegraph:
«Королева, которую на протяжении десятилетий просили принимать таких тиранов, как президент Заира (ныне — Демократическая Республика Конго — Ред.) или президент Румынии Чаушеску, на раз-два разберется с миллионером-выскочкой из Нью-Йорка».
В любом случае Мэй знает, что может настроить Трампа против себя, если визит в Буккингемский дворец, на который Трамп уже с нетерпением ждет и который принесет ему наивысшее признание, отменят. На кону стоит немало…
Читайте также: Последствия Brexit для Великобритании будут катастрофическими
Между тем противники Brexit сомневаются, что торговое соглашение с США, на которое правительство в Лондоне возлагает большие надежды, стоит взрывоопасного братания с Трампом.
Британский политик-консерватор Кен Кларк говорит, что обещания безоблачного экономического будущего страны вне ЕС является фантазией из книжки про «Алису в стране чудес». А Ник Клегг, бывший глава Либерально-демократической партии, предостерегает, что Мэй теперь чувствует себя вынужденной сотрудничать с человеком, чей «изоляционизм и протекционизм диаметрально противоречат стратегическим интересам Соединенного Королевства». Клегг пока не теряет надежды, что парламент заставит правительство в рамках подготовки к Brexit попробовать достичь такого соглашения с ЕС, которое бы оставляло за страной доступ к внутреннему рынку Евросоюза. Но Мэй уже заявила, что исключает такой вариант. И в этом ее, похоже, поддерживает большинство депутатов парламента.
Ведь на кону стоит немало: объем двусторонней торговли между Великобританией и США составляет 176 миллиардов евро в год. США является вторым по значению торговым партнером Великобритании после Германии. Из Соединенных Штатов в Соединенное Королевство поступает больше всего иностранных инвестиций. В то же время для американцев британцы являются лишь седьмым по значению торговым партнером. Поэтому зависимость, которую мы здесь наблюдаем, все же скорее односторонняя.
Критики британского премьера говорят, что она оказалась перед двойной дилеммой — экономической и политической. Каждая дилемма связана с Трампом.
Во-первых, спрашивают критики, с какой стати трансатлантическое торговое партнерство будет процветать, когда у власти находится президент, который руководствуется лозунгом «Америка прежде всего» и выступает против любых соглашений о свободной торговле?
Во-вторых: насколько сильна политическая изоляция, в которую может попасть Мэй, работая в связке с человеком, от которого отреклась вся международная общественность?
Профессор Иэн Бегг из Лондонской школы экономики (LSE) считает союз с Трампом «политическим риском» для главы британского правительства. Он напоминает об опыте сближения лейбористского премьера Великобритании Тони Блэра с тогдашним республиканским президентом США Джорджем Бушем-младшим. Блэра, который активно поддержал военную операцию американцев в Ираке, называли «преданным пуделем» Буша — от этого ярлыка политику не удалось избавиться и сегодня.
0 Комментариев для: “Великобритания — США: поможет ли Трамп Лондону преодолеть последствия Brexit”