«Завидово». С чего все начиналось
«Завидово» стал первым в России масштабным курортом. В 2020 году курорт, по традиции, снова порадует своих гостей: здесь появятся новые объекты досуга и активного отдыха. В ближайшие годы в планах — строительство еще целого ряда отелей. А через 4–5 лет, говорит Константин Забродин, генеральный директор ООО «Завидово Девелопмент», курорт «Завидово» обретет законченный вид.
Константин Николаевич, как было выбрано место для создания курорта «Завидово»?
— Это удачное с точки зрения транспортной доступности, экологии место, где Волга ближе всего подходит к Москве. Земли эти исторически принадлежали Московскому Кремлю и Московской Патриархии. Здесь находится Завидовский заповедник, который часто посещают руководители государства, Это охраняемая территория с многообразным животным миром и растительностью, площадью более 120 тысяч гектаров, которая защищает курорт Завидово с запада и не может быть урбанизирована, всегда останется экологически чистой зоной.
Между нами и Клинским районом — а Завидово раньше было частью Клинского уезда — примерно 7–8 км болот и лесов, земель Гослесфонда, которые тоже охраняются. Левый берег Волги — очень малонаселенный район. Самое популярное направление — правый берег Волги, между Завидово и Конаково. Береговая часть почти полностью застроена, но территорию развивали бессистемно, поэтому практически не осталось проходов к Волге. На месте проекта Завидово была птицефабрика, рядом с которой жилье не строили. В итоге участок земли, где мы сейчас находимся, остался нетронутым.
Примерно в 2006 году мы решили построить здесь городок для отдыха москвичей. Ведь у каждой столицы есть небольшая локация — курорт, куда горожане выезжают на уикенд, эта территория обычно расположена примерно в 100–250 км от города. И этот «пригородный курорт» не обязательно самое красивое место в России — были попытки развивать значимые туристические проекты на Байкале, на Алтае, но такие курорты не получили масштабного развития, туда далеко добираться, и поток туристов иссякает. А у нас рукой подать до Москвы и до крупнейшего в стране аэропорта, сейчас полностью открыта платная дорога М11. А еще года три назад запустили «Ласточки», скоростные поезда, которые останавливаются в Завидово пять раз в день. Возможность доехать до нас за час с Ленинградского вокзала — это удобно.
С чего все начиналось?
— Курорт, как я сказал, мы начали развивать в 2007 году. Это территория в 2,5 тысячи гектаров, размером 5 на 5 километров. Мы пригласили английских специалистов-генпланистов. Речка Дойбица делит всю территорию примерно пополам, вся правая часть относится к туристической зоне, по левую сторону от реки — муниципальная часть, городская среда. Есть также территория слева от М10, там мы хотим развивать деловую часть проекта. Идея была сделать полноценный городок, чтобы люди комфортно жили, имели полный спектр медицинских услуг, давали детям образование и так далее. Потому что все попытки просто сделать некую «заимку» без комплексного развития территории плохо заканчиваются. Посмотрите на любой поселок — он живет лет 50, а когда поколение основателей отходит, молодежь редко перехватывает инициативу, и все замирает.
В первую очередь мы занялись коммуникациями. Примерно за год мы построили канализационный коллектор, приобрели очистные сооружения, построить которые в водоохранной зоне сложно, а канализация нужна, чтобы защитить окружающую среду. Это позволило нам обеспечить центральной канализацией всю территорию, у нас даже кемпинг оснащен ею. Далее мы занялись укладкой дорог, сетей газоснабжения, электроснабжения, водопровода, сетей связи.
Затем мы занялись вложениями в инфраструктуру отдыха. Сделали, предварительно вынув более 300 тыс м3, бухту в форме подковы, диаметром 400 м, там сейчас расположен отель Radisson Resort & Residences, Zavidovo. Очистили и реку Дойбица, которая тогда вся заросла камышом.
— Первым крупным объектом на территории нынешнего курорта «Завидово» стало гольф-поле. Почему было принято такое решение?
— Опыта строительства курортов в России до нас практически не было, Роза Хутор появилась потом, но у всех подобных курортов за рубежом есть гольф-поле, это обязательное условие. И даже в Финляндии около 250 полей для гольфа, хотя климат у них не лучше, чем у нас.
Тема оказалась сложной. В России на тот момент было только поле на 9 лунок в Москве на Мосфильмовской улице, совсем новое поле 18 лунок в Пестово и в Нахабино поле тоже на 18 лунок. И в основном эти поля строил Дипкорпус для иностранцев. В тот момент на Западе как раз был ипотечный провал, кризис, и нам удалось найти недорого дизайнеров, проектировщиков, и самое главное — бульдозеристов (шейперов). Сложность создания поля в том, что сначала нужно снять около 20 см верхнего слоя, потом по проекту архитектора нарезать рельеф, проложить систему дренажа и полива, спланировать расположение лунок, прохождение поля и так далее, а потом обратно вернуть растительный слой, все засеять и укатать. Гольф-поле — это и сельское хозяйство, и непростое строительство. Мы строили поле почти 2,5 года, в том числе и потому, что сезон короткий, если налетает ветер или дождь, то все размывает, лунки разрушаются, и надо все начинать заново.
Есть классическое гольф-поле, линкс, с рельефом, без деревьев, которые, как считается, отчасти мешают играть. Другой тип полей — паркленд — относительно плоская поверхность, деревья, озерца. Мы строили поле в классическом варианте. На плоских полях вода может стоять после дождя и целый день, а на рельефе уже через час можно играть. Зато такое рельефное поле сложно строить, как сказано, дождь и ветер в процессе строительства все смывают. И нужно еще год ждать, пока трава укрепится, и можно начинать играть.
В итоге поле получилось одно из лучших. Мы строили для себя и сами, подошли к делу очень серьезно. Например, отправляли около 20 проб песка в Великобританию, чтобы убедиться, что используем правильную фракцию, очень важно процентное соотношение песчинок по размеру.
Какова загрузка гольф-поля и Клубного дома?
— Это красивая ухоженная земля, но прибыли поле не дает. В России очень мало гольфистов, около 5 тысяч человек. И многие из них космополиты. Изначально мы взяли модель клубного членства, но в 2019 году мы поменяли подход, и ситуация сразу улучшилась, потому что гольфисты любят играть на разных полях. Кроме того, у нас появился новый управляющий гольф-полем и Клубным домом, до этого им управляли экспаты, которые быстро сменялись, уезжая за рубеж. Чтобы поле окупало себя, на нем должно идти до 120 раундов за день. В прошлом году мы удвоили выручку по сравнению с 2018 годом, и у нас было около 40 раундов в день. Но изначально наша цель была не столько коммерческая, сколько рекламно-показательная, поле очень «помогает» продавать земельные участки.
Следующим крупным объектом — якорной точкой размещения для туристов — на курорте «Завидово» стал отель Radisson.
— Примерно в 2011 году мы закончили гольф-поле и Клубный дом. К тому времени началось строительство сочинской инфраструктуры, и в начале 2012 года мы начали строить Radisson и сдали отель в 2014 году. Это было удачно, ведь в отелях четверть бюджета — это валютные закупки: лифты, инженерные системы и так далее. Мы успели, что называется, запрыгнуть в уходящий поезд, до кризиса.
У нас получилось 200 апартаментов и 240 гостиничных номеров. Идея была продать апартаменты и вернуть часть вложенных кредитных средств. Но этого не удалось сделать. И в итоге мы даже выиграли, потому что мало отелей, которые имеют такой большой номерной фонд и апартаменты.
Корпоративным клиентам это удобно, им нужен масштаб и возможность снять много номеров. Мы изначально позиционировали и строили отель для нужд бизнеса. Чем больше переговорных, тем лучше, чем больше залов, тем лучше. Например, в нем есть большой зал на 800 человек, который можно разделить на 2 или 3 части. И эта тема послужила тягачом для всего остального. Сейчас чек семейный выше, но бизнес заполняет отель в сезоны, когда не приезжают индивидуальные туристы.
Почему именно Radisson? Мы не хотели связываться с американскими управляющими сетями, американцы обычно предлагают кабальные контракты, с условиями, что они могут выйти из бизнеса в любой момент. А договор управления заключается надолго, строительство гостиницы вообще требует длительного маркетинга, это важно. Radisson на тот момент принадлежал скандинавам, у них уже был опыт работы в России. И выбор оказался неплохой.
Какова сейчас заполняемость отеля?
— Отель Radisson показал себя хорошо уже в 2016 году. 2019 год был рекордным, выручка чуть больше 800 млн рублей, прибыль до налогообложения около 300 млн рублей, заполняемость почти 50 процентов. Отель обычно с первого года — кэш-машина, если нет большой кредитной нагрузки. В апартаментах прибыльность до 60 процентов, ведь там меньше обслуживающего персонала, собственная кухня в каждом номере. Мы принимаем в апартаментах в рамках мероприятий до 800–900 человек. Недавно мы сделали галерею-переход, которая соединяет отель и апартаменты, и гости, проживающие в апартаментах, могут ходить в рестораны отеля, это еще одно удобство.
Экологичность курорта — важный плюс. Вы очень много усилий вложили в оформление лесной части территории. Почему это было для вас интересно?
— Да, мы вложили много средств и сил в создание пешеходно-прогулочной и велосипедной инфраструктуры. Сначала мы взяли аренду 150 гектаров леса. Мы хотели построить большой крытый центр семейного отдыха, как Center Parcs в Великобритании и Европе. В Великобритании этот проект дает годичную заполняемость до 95 процентов, это потрясающая модель с точки зрения бизнеса, они отточили операционную эффективность настолько, что за несколько часов между заездом гостей в ходе уборки успевают сменить ковер в номере, если его испортили. В центре парка — большой комплекс с водной зоной и бассейнами, различными развлечениями. Мы хотели сделать также и у нас, поэтому нам нужен был лес.
Мы вычистили лес, проложили десятки дорожек из щепы и асфальта, и это оказалось «бомбой». Ведь лесов у нас в стране много, но они в заброшенном состоянии. Гуляя по лесу, надо смотреть наверх, чтобы видеть всю красоту, а не под ноги, перешагивая через бурелом. Лес — это как грядка, которую надо периодически полоть. Но оказалось, что из леса очень трудно сделать рекреационную зону. Санитарную рубку деревьев нужно оформлять специальными проектами освоения леса, а аренда леса стоит порядка 2 млн рублей в год. Для государства это выгодно: кто-то платит за лес да еще и содержит его в порядке, а для предпринимателей накладно.
Несмотря на то, что проект был затратным, а мы вложили в лес около 100 млн рублей, он себя абсолютно оправдал. В прошлом году мы поставили освещение вдоль первой аллеи. Это оказалось правильной идеей, в этом году мы сделаем освещение всех дорожек в лесу. Современные лампы позволяют экономить, например, 50 светильников потребляют, как хороший утюг, всего 1,5 киловатта. Зимой, в межсезонье, в пасмурную погоду, это добавляет позитива. И приятно прогуляться. Летом у нас в лесу много грибов и ягод, например, черники. К нам даже приезжают местные жители, которые просто оставляют автомобили и идут гулять в наш лес, дышать воздухом, наслаждаться красотой.
У курорта «Завидово» хорошие возможности спортивного досуга, и началось все как раз с велодорожек?
— Да, как раз когда мы оформили лесную зону, мы начали строить велодорожки. Это популярная тема, а нас на это сподвигли организаторы спортивных соревнований по триатлону IRONSTAR, которые делают по несколько стартов за год в разных городах, в том числе проводят соревнования и у нас в Завидово — уже три года. Им нужны велодорожки, безопасные, длинные, не пересекающиеся с автомобильными потоками. И мы сделали такие дорожки, около 40 километров общей протяженностью, и многие приезжают к нам просто покататься на велосипеде.
У нас есть партнеры, которые занимаются прокатом техники — велосипедов и самокатов летом, лыж, коньков — зимой. Компания «Акватория Лета Завидово» построила лебёдки для вейкбординга и организует катание и другие спортивные активности.
Вы увлеченный человек, и тщательно изучали историческую литературу, чтобы создать историческую часть курорта — Ямскую слободу. Какова была идея?
— Раньше, когда путешествовали на лошадях, их нужно было менять примерно каждые 40 верст. Для этого существовала сеть придорожных почтовых станций. Летом путешествие из Санкт-Петербурга в Москву могло занимать и неделю, зимой быстрее — доезжали за 3 дня. Царским особам нужны были более качественные точки остановки, на пути из Санкт-Петербурга в Москву было около 10 таких путевых дворцов. Ближайший к нам находился в селе Завидово.
Мы решили воспроизвести здесь историческую ямскую слободу. Именно здесь, где мы находимся, проходила сама дорога в Санкт-Петербург. Мы построили здесь две гостиницы «Ямские» в русском стиле. Внутри здания из кирпича, а сверху отделаны деревом. Мастера, увлекающиеся темой наличников, местная семейная пара, по нашему заказу создали для наших гостиниц наличники по эскизам 18 века.
Во второй гостинице «Ямская», которую мы сдали в прошлом году, на втором этаже мы сделали детскую комнату, и в праздники она пользуется большой популярностью. Недавно мы построили по старинным чертежам деревянную горку, по которой можно кататься на тюбингах. Там же мы построим веревочный парк. Думаю, появится и экологичная детская площадка — в том же деревянном русском стиле.
В нашей Ямской слободе останавливается публика со средними и низкими доходами. Если в Radisson номер стоит 10–15 тысяч рублей, то в «Ямских» гостиницах — 4–5 тысяч рублей. Это посильно, тем более, если заезжать компанией. В гостиницах «Ямских» есть и большие номера, и в каждом есть дополнительное место для ребенка.
Рядом мы создали зону кемпинга, он работает уже три года. Уютные домики на четверых пользуются большой популярностью. Для людей некая изолированность, приватность, которую можно здесь обеспечить, очень важна. Кемпинг даже лучше продается, чем номера в гостиницах, и пользуется большим спросом, даже несмотря на то, что удобства расположены в отдельном здании. Мы специально не делали большие дома, решили, что это должны быть такие сказочные, уютные домики, и это оправдало себя. Также в планах расширить зону кемпинга еще на 20 домиков. Они окупают себя за 3–4 года, для гостиничного бизнеса это очень быстро.
Мы также построили в зоне кемпинга настоящую русскую баню — причем тоже по чертежам 18 века. Сейчас мы улучшили ее, она пользуется большим успехом. Кстати, в мае этого года мы откроем на территории курорта новый большой современный банный комплекс, это будет три бани на 10 человек, одна на 16 и еще одна на 25 человек.
Теперь мы хотим воспроизвести здесь и путевой дворец. Идея путевого дворца — выполнять некую банкетно-выставочную функцию. К нему будет еще 4–5 построек — ледник, дровник и другие объекты. Наверное, мы добавим и еще пару гостиниц «Ямских», и таким образом увеличим нашу Ямскую слободу.
В этом году мы построим сыроварню. Можно будет наблюдать процесс варения сыра, тут же его попробовать и поучаствовать в мастер-классах.
Перемешалась ли ваша целевая аудитория? Ведь и в «Ямских» сейчас останавливаются гости с высокими доходами.
— Действительно, мы часто видим на парковке у «Ямских» дорогие автомобили. В эти гостиницы иногда едут «продвинутые» особенные люди. У всех разная мотивация — кому-то хочется избежать столкновения с публикой, со знакомыми, кому-то просто приятна возможность уединения и лесных прогулок. Действительно, аудитория сильно перемешана. В Radisson чаще останавливаются бизнес-туристы и обеспеченная публика.
Как влияет на заселение фестиваль «Нашествие» и другие крупные события региона?
— Летом у нас вообще хорошо с потоком туристов, но под фестиваль «Нашествие», под соревнования IRONSTAR и Wake Weekend у нас номера бронируются заранее. Лаборатория Касперского проводит у нас мероприятия и концерты уже не первый раз, привозит до 2000 человек, они ставят свои палатки, еще часть гостей живет в Radisson.
Есть ли запросы от гостей в создании досуга для любителей здорового образа жизни, например, йоги, приезжает ли публика с особыми запросами, например, вегетарианцы?
— У нас не хватает помещений для занятия танцами или йогой. Есть планы построить в стилистике гостиниц «Ямских» здания, может быть, в виде амбара, для такого досуга. К нам часто приезжают рыбаки, у нас они уже не первый год проводят фестивали и соревнования по рыбной ловле.
Планируете ли вы использовать в меню органическую продукцию?
— Частично да, в лесах много дичи, лося, кабана. В Клубном доме мы периодически предлагаем мясо оленя, лося. Но в массовом туризме это невозможно, органическая еда дорогая. В Ярославской области есть компания «АгриВолга», которая производит органическую говядину, баранину, молочную продукцию марки «Углече Поле». Но тот же стейк из ангуса — особой мясной породы коров — будет стоить до 2 тысяч рублей. Недалеко от нас есть ферма, где выращивают перепелок. Мы покупаем такую продукцию, но не в больших масштабах.
Курорт «Завидово» сегодня — крупный туристический объект, но еще и важная территория с точки зрения экономического развития региона. Что планируется создать здесь в ближайшие годы?
— Мы вложили в проект курорта в целом, более 15 млрд рублей. Мы почти не пользовались государственными средствами. Но потом в рамках Федеральной целевой программы Ростуризма «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» — мы построили участок автомобильной дороги и мост через Дойбицу. Научившись пользоваться этим механизмом, мы построили еще несколько объектов в рамках ФЦП. Вся большая подъездная дорога к нам, мост, водозаборный узел, теперь еще и пешеходный мост, который мы заканчиваем в мае 2020 года, построены как инфраструктурные проекты в рамках такой целевой программы. Суть механизма ФЦП в том, что инвестор готовит проектную документацию, проходит экспертизу, государство выделяет часть средств на реализацию проекта. В части государственных средств используется 85 процентов федеральных средств и 15 процентов региональных денег. Для губернаторов реализация таких проектов — большой плюс. Это очень сложный технологический процесс со всех точек зрения, но Тверская область вместе с нами хорошо с ним справляется. В 2019 году Тверская область заняла 1 место среди 70 субъектов по качеству реализации объектов туризма в рамках ФЦП.
В рамках новой Федеральной целевой программы региону выделили 1,25 млрд рублей на ближайшие 3 года. В этом году начнётся строительство пассажирского порта, места, откуда будут стартовать круизы по Волге. Это большой проект для страны, области и для нас.
Сейчас судно должно пройти от Москвы до Волги 6 шлюзов, и это занимает от 12 до 20 часов, канал имени Москвы сильно загружен. Туристам будет удобно доехать до нас на машине или на «Ласточке», сесть на теплоход и отправиться в путешествие по Волге.
Причем это будет не просто порт, а транспортно-пересадочный узел. У нас есть идея довести до порта ветку от Октябрьской железной дороги.
Планируется ли еще увеличивать возможности размещения на курорте?
— Мы сейчас работаем с ВЭБ.РФ в рамках выделения кредитной линии на строительство последней очереди курорта «Завидово». Это будет ряд отелей с видом на Волгу на 1100 номеров и апартаментов, которыми застроится вся наша бухта. Это будут отели разной ценовой категории: 4-звездочная гостиница, отели на 2–3 звезды, рассчитанные на гостей с доходом семьи от 60 тысяч рублей на человека. Сейчас к нам за год приезжает 200–250 тысяч туристов, мы хотим довести этот поток до 1 миллиона гостей. Есть теория, что для того, чтобы курорт саморазвивался, в нем должно быть 3 тысячи мест размещения.
Там же будет построен большой конгресс-холл на 800 мест и центр семейного отдыха — как мы и хотели, изучая опыт Center Parcs. Это будет центр общей площадью 50 тысяч квадратных метров, из них около 10 тысяч — водная часть, которая будет делиться на шумную детскую зону с горками и тихую взрослую часть с тропическим лесом и бассейном с имитацией волны. Изучая международный опыт, мы поняли, что такие центры надо зонировать, рассчитывая на разные категории гостей.
В случае успеха с получением кредитной линии нам понадобится еще 4–5 лет активной работы, и курорт будет завершен.
- Назад ANEX Tour наградил журналистов, освещающих туристическую отрасль
- Вперёд «Автобусы добра» в 30 городах собирают подарки для домов престарелых
0 Комментариев для: “«Завидово». С чего все начиналось”